Скоро в школу: рекомендации для родителей
Первый класс – новый этап в жизни каждого ребенка. Все родители очень волнуются, когда их малыш впервые переступает порог школы. Порой мама с папой нервничают даже больше, чем сами дети.
Рекомендации для родителей:
Заранее организуйте режим близкий к школьному, чтобы это не стало стрессом для ребенка. Важно постепенное привыкание.
Подготовьте ребенка к тому, что в школе с ним будут учиться разные дети. Предупредите, что ему, возможно, не удастся сразу со всеми подружиться, но он сможет постепенно наладить хорошие отношения.
Создавайте положительную мотивацию к обучению и пребыванию в школе.
Поддерживайте спокойную и стабильную психологическую атмосферу в доме.
По возможности ослабьте или вовсе откажитесь от дополнительной нагрузки в первое полугодие. 1 класс – это физический и психологический стресс для ребенка.
Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи. Успехи в школе зависят от организации рабочего места.
Не пропускайте трудности, которые могут возникнуть у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у будущего первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не забывайте хвалить, но не стоит хвалить за то, что у ребенка на самом деле не получается. В этом случае нужно помочь преодолеть трудности.
Присмотр за детьми, контроль, проверка домашних заданий – компетенция родителей, а не педагогов.
Успех ребенка напрямую зависит от взрослых: от участия и внимания к ребенку родителей и педагогов.
10 заповедей мамы и папы будущего первоклассника:
1. Начинайте «забывать» о том, что ваш ребенок маленький.
Дайте ему посильную работу в доме, определите круг обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас уже большой, мы уже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.д.)».
2. Определите общие интересы.
Это могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные интересы (обсуждение семейных проблем). Участвуйте в любимых занятиях своих детей, проводите с ними свободное время не «рядом», а «вместе». Для этого достаточно посмотреть вместе фильм, поиграть в «солдатики», построить крепость из снега, поговорить на волнующие ребенка темы. Не отказывайте детям в общении, дефицит общения — один из самых главных пороков семейной педагогики.
3. Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи.
Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, дайте ему деньги на мороженое, сравнив при этом цену на него и на другой продукт). Ставьте в известность об отсутствии денег в семье, приглашайте за покупками в магазин.
4. Не ругайте, а тем более не оскорбляйте ребенка, особенно в присутствии посторонних.
Уважайте чувства и мнения ребенка. На жалобы со стороны окружающих, даже учителя или воспитателя, отвечайте: «Спасибо, мы дома обязательно поговорим на эту тему». Помните педагогический закон оптимистического воспитания: доверять, не считать плохим, верить в успех и способности («ты сможешь», «у тебя обязательно получится», «я в тебя верю»).
5. Научите ребенка делиться своими проблемами.
Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие в общении ребенка со сверстниками или взрослыми. Искренне интересуйтесь его мнением, только так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию. Постарайтесь разобраться объективно: не считайте всегда правым своего ребенка и неправым другого или наоборот.
6. Чаще разговаривайте с ребенком.
Развитие речи — залог хорошей учебы. Были в театре (цирке, кино) — пусть расскажет, что ему больше всего понравилось. Слушайте внимательно, задавайте вопросы, чтобы ребенок чувствовал, что вам это действительно интересно. Вместе с ним придумывайте самые разные фантастические истории — о предметах, вещах, явлениях природы. Ваш ребенок должен быть фантазером!
7. Отвечайте на каждый вопрос ребенка.
Только в этом случае его познавательный интерес никогда не иссякнет. В то же время прибегайте чаще к справочной литературе («Давай посмотрим вместе в словаре, в энциклопедии»), приучайте детей пользоваться самостоятельно справочниками и энциклопедиями, а не ждать всегда вашего ответа.
8. Постарайтесь хоть иногда смотреть на мир глазами вашего ребенка.
Видеть мир глазами другого — основа взаимопонимания. А это означает — считаться с индивидуальностью ребенка, знать, что все люди разные и имеют право быть такими!
9. Чаще хвалите, восхищайтесь вашим ребенком.
На жалобы о том, что что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще несколько раз попробовать». Формируйте высокий уровень притязаний. И сами верьте, что ваш ребенок может все, нужно только чуть-чуть ему помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такого рода поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
10. Не стройте ваши взаимоотношения с ребенком на запретах.
Согласитесь, что они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины, обоснованность ваших требований, если возможно, предложите альтернативный вариант. Уважение к ребенку сейчас — фундамент уважительного от-ношения к вам в настоящем и будущем. Никогда не пользуйтесь формулировкой «если.., то…». («Если уберешь свои вещи, разрешу смотреть телевизор» и т.п.), это пагубно влияет на воспитание личности — ребенок начинает принимать позицию «ты — мне, я — тебе».