Правильное питание – умение правильно выбирать и хранить продукты
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» ежегодно 15 марта в стране отмечается праздничный день – День потребителя.
15 марта 2020 года Всемирный день прав потребителя пройдет под девизом: «За ответственное потребление».
Потребитель – физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее или использующее товары (работы, услуги) исключительно для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Права потребителя и требования к организации торгового процесса.
Права потребителя и продажа продовольственных товаров регулируются Законом Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей», Правилами продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания (утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703).
Приобретая продукты питания, покупателю необходимо помнить несколько простых правил. На упаковке любого пищевого продукта должны быть указаны следующие сведения:
наименование продукции;
сведения об основных свойствах продукции; состав, в том числе сведения об ароматизаторах, пищевых добавках, подсластителях, компонентах, употребление которых может вызвать аллергические реакции или противопоказано при отдельных видах заболеваний;
дата изготовления и срок годности, хранения (обязательно указание условий хранения: если качество и безопасность продукта изменяются после вскрытия упаковки, должны быть указаны также условия хранения после вскрытия упаковки);
информация об изготовителе (информация об изготовителе включает наименование и местонахождение изготовителя, а также, если есть, импортера или официального представителя);
сведения о подтверждении соответствия продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;
штриховой идентификационный код;
сведения о правилах и условиях использования продукции, при которых она не является опасной для здоровья потребителя;
количество (вес или объем).
В случае несоответствия товаров установленным требованиям, продажи товара с истекшим сроком годности и других подобных нарушениях, потребитель вправе предъявить продавцу требования, установленные Законом РБ «О защите прав потребителей» ст. 20 «Права потребителя в случае реализации ему товара ненадлежащего качества»:
замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
соразмерного уменьшения покупной цены товара;
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
возмещения расходов по устранению недостатков товара.
При приобретении некачественной продукции, потребитель вправе предъявить претензию по качеству товара:
продавцу;
изготовителю*;
поставщику
* сведения об изготовителе и поставщике должны быть указаны в маркировке товара (на этикетке, упаковке и т.п.) в соответствии со статьей 7 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»
Потребителю рекомендуется зафиксировать претензию, сделав запись в книге замечаний и предложений продавца (книга замечаний и предложений предоставляется потребителю по первому требованию), в которой должны быть четко сформулированы требования потребителя.
В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать:
замены товара на качественный товара;
соразмерного уменьшения уплаченной стоимости;
возврата уплаченной стоимости.
При этом продавец не вправе отказать в удовлетворении требований, даже если товар использован частично, упаковка вскрыта или повреждена.
Рекомендуется обратиться (по месту расположения торгового объекта) в орган Министерства здравоохранения — Центр гигиены и эпидемиологии города (района), а также при необходимости в территориальный орган Государственного комитета по стандартизации для обеспечения оперативной проверки (с отбором проб при необходимости).
Обращаем внимание, что товар, приобретенный и находящийся на хранении у потребителя (вне зависимости от продолжительности срока хранения), исследованию (проверке качества, экспертизе) не подлежит.
При обращении в надзорные органы с претензией на качество пищевых продуктов необходимо указать: наименование и адрес торгового объекта (где приобретен товар), дату покупки, изготовителя, наименование товара, сорт, массу нетто или объем в потребительской таре, дату изготовления и упаковывания и другие отличительные признаки товара в целях правильного отбора проб для проведения экспертизы (проверки качества) пищевых продуктов в соответствии с требованиями нормативных документов.