13.09.2024г. Компьютерная зависимость у детей и подростков

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.

По каким причинам ребенок уходит в виртуальную реальность?

  1. Жажда приключений, которые ребенок может получить в различных компьютерных играх.
  2. Детская безнадзорность, т. е. родители настолько заняты решением своих проблем, что у них совершенно не хватает времени на ребенка. Такие родители не интересуются успехами в школе, чувствами и переживаниями ребенка, они не знают, чем живет их ребенок и что он хочет. Они просто купили ему компьютер, считая, что таким образом выполнили свой родительский долг. И ребенок имеет полную свободу действий, он предоставлен сам себе.
  3. Постоянные ссоры между родителями или лицами, их заменяющими. В таких семьях царит эмоционально-психологическое напряжение. Развод родителей.
  4. Физическое, эмоционально-психологическое насилиесо стороны одноклассников или сверстников. Недостаток общения с родителями, сверстниками, одноклассниками или просто значимыми людьми является еще одной немаловажной причиной.
  5. Заниженная или завышенная самооценка.

Дети не всегда могут сами разобраться в сложных ситуациях. И если рядом нет взрослого, которому можно довериться, ребенок уходит в свой мир со всеми своими проблемами. И выбирает он для себя то, что может его отвлечь от сложной реальности.

Если ребенка не устраивает его семья, а именно отношение родителей к нему или их образ жизни (например, родители злоупотребляют алкоголем), то в таких случаях у ребенка возникает чувство отчуждения к собственной семье, в результате чего виртуальный мир поглощает ребенка с головой.

Если в семье присутствует жестокое обращение с ребенком со стороны родителей, различные суровые наказания за провинности или непосильные домашние нагрузки, то для ребенка самым лучшим вариантом, чтобы не видеть это насилие, становится виртуальный мир. В этой новой реальности его никто не будет обижать, и он сам всегда сможет постоять за себя. Здесь он становится сильным и непобедимым. Количество его «жизней» ничем не ограничено, и, если что-то пойдет не по его желанию, он всегда может начать игру с начала.

В итоге нужно сказать, что все эти причины приводят к уходу ребенка от проблем повседневной жизни в новую, неизведанную и манящую реальность. Зачастую, когда дети погружаются в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться. Подростки и дети еще не имеют зрелых психологических механизмов защиты, и, следовательно, их психическая система страдает, что выражается в появлении приступов панического ужаса, тревоги, болезненного раздражения, ночных кошмаров, навязчивых состояний. У детей при постоянном взаимодействии с компьютером нарушается режим питания, они теряют чувство времени и могут не спать сутками.

Многие родители придерживаются того мнения, что пусть лучше ребенок сидит дома за компьютером у них на глазах, чем гуляет с дурной компанией. Таким образом, ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютерным играм. Поэтому сегодня компьютер стал неотъемлемой частью жизни даже самых маленьких детей.

Полностью трансформируется режим дня и ночи — близкие и родители отмечают непонятные телодвижения и вскрики, беспокойный сон после игр. В данном случае ребенок потерял контроль над виртуальной реальностью, и теперь она контролирует его. В этом и заключается суть игровой зависимости: компьютер начинает управлять самим человеком. Навыки общения с другими людьми, эмоциональная сфера маленького человека формируются прежде всего при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, при взаимодействии с непосредственно окружающей средой. Каждый знает, что виртуальная реальность не дает истинного представления об окружающем и создает представление о реальности виртуального мира и абсолютной ненужности естественного, повседневного. Это происходит, если ребенка «отдают на воспитание» компьютеру.

Признаки компьютерной зависимости

  • когда родители просят отвлечься от игры на компьютере, подросток выражает яркое нежелание делать это;
  • если все же ребенка отвлекли от компьютера, то он становится очень раздражительным;
  • ребенок не способен запланировать время, когда он закончит игру на компьютере;
  • ребенок расходует очень много денег, чтобы обновлять программы на компьютере и приобретать все новые и новые игры;
  • подросток забывает о домашних делах и обязанностях, об учебе;
  • сбивается полностью график питания и сна, ребенок начинает пренебрегать своим собственным здоровьем;
  • чтобы постоянно поддерживать себя в бодрствующем состоянии, подросток начинает злоупотреблять кофе и другими психостимуляторами;
  • прием пищи происходит без отрыва от компьютера;
  • когда ребенок начинает играть или работать на компьютере, он ощущает эмоциональный подъем;
  • происходит постоянное общение с окружающими людьми на различные компьютерные темы;
  • ребенок испытывает чувство эйфории, когда находится за компьютером;
  • он предвкушает и продумывает со всеми подробностями свое последующее нахождение в мире компьютерной фантастики, что способствует улучшению настроения и захватывает все помыслы, много мечтает о том, как скоро он начнет играть.

Также со временем у растущего организма появляются нарушения в функционировании системы пищеварения и болевые ощущения в области позвоночника, лопаток и запястий рук, а регулярное раздражение глазных яблок способствует появлению головных болей и проблем со зрением.

Родителям, близким стоит насторожиться и принять соответственные меры, если их ребенок:

  • начинает пить и есть, учить урок, не отходя от компьютера;
  • начал проводить ночи у компьютера;
  • начал прогуливать школу для того, чтобы посидеть за компьютером;
  • как только заходит в квартиру, сразу же направляется к компьютеру;
  • забывает поесть, почистить зубы, причесаться, переодеться (чего раньше не замечалось);
  • находится в раздраженном, агрессивном состоянии, не знает, чем заняться, если компьютер сломался;
  • угрожает, шантажирует, если ему запрещают играть на компьютере.

Общие рекомендации родителям для профилактики компьютерной зависимости подростков:

  1. Для начала организуйте ребенку его личное пространство, где ему будет комфортно.
  2. Научитесь уважать интересы своего ребенка.
  3. Позвольте общаться ему с друзьями в вашем доме, в его комнате. Не оскорбляйте своего ребенка и его круг общения.
  4. Будьте другом и помощником своему ребенку. Позиция «Я — старший, поэтому делай так, как тебе говорят» никогда не приведет к доверительным отношениям.
  5. Полюбите то, что любит он, что ему очень дорого. Конфликт навязывания стиля жизни разрешится, если позволяется иметь свой собственный мир.
  6. Разговаривайте со своим ребенком, как с взрослым человеком. Слушайте его внимательно, рассуждайте вместе с ним.
  7. Не запрещайте компьютерные игры, а сделайте жизнь ребёнка насыщенной и интересной. Всем давно известно, что запретный плод всегда сладок. Чем больше запретов, тем больше интерес к этим запретам у подростка. В этом возрасте дети чаще идут наперекор своим близким. Случается, в семьях, что родители лишают ребенка чего-то значимого для него (игры на компьютере, например), не дав взамен ничего привлекательного. Вы можете узнать, что его может заинтересовать, тем самым разрешить этот конфликт.
  8. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.
  9. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.
  10. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе.
  11. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком: «Сначала сделаешь что-то (уроки, выполнишь домашние обязанности), только потом можешь поиграть».