12.12.2024г. Как подготовиться к сессии без вреда для здоровья?
Основное в подготовке к сессии — это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто умеет хорошо повторять материал, который был прослушан на лекциях, законспектирован и закреплён на самостоятельных занятиях.
Очевидно, что экзамен — огромный стресс для всего студенческого организма. Помимо того, что это большая психологическая нагрузка (страх, чувство тревоги, неуверенность в своих силах и знаниях), это еще и физическая нагрузка: недосыпание, недоедание в период сдачи экзаменов неизменно приводят к физическому истощению организма.
Так как стресс является мощной эмоционально-физиологической реакцией на неожиданно возникшую ситуацию необходимости принятия решения и осуществления действий, то для смягчения этого стресса первым делом нужно внести всю возможную определённость в свои действия. Такую определенность дает структурирование времени и пространства.
Разделите слона на лягушек. Составьте максимально конкретный, разбитый на задачи и подзадачи, план подготовки и сдачи сессии. Студенту будет проще ежедневно разбирать небольшую часть информации, чем пытаться усвоить весь массив сразу. Не пытайтесь выучить всё в последний день, используйте все дни для подготовки к экзамену. Мотивируйте себя предстоящими каникулами и тем, что вы сможете насладиться ими в полной мере, если не оставите «хвостов» в виде пересдач.
Грамотно распределите силы. Возьмите у однокурсников конспекты пропущенных лекций. Если какие-то темы в течение семестра «тяжело» шли, еще раз пролистать учебники. В процессе подготовки учтите, что любой человек имеет свой биологический ритм. У каждого из нас подъем сил, настроения сменяется спадом. Разница в интервале, поэтому один без устали может сидеть над учебниками полдня, другой — два часа, а кого-то уже через 20 минут тянет отложить конспекты в сторону. В любом случае свои биоритмы можно и нужно использовать во благо: в период подъема сил — учить, а когда активность идет на убыль — повторять пройденное.
Избегать зубрежки. Механически заученный текст имеет свойство безвозвратно улетучиваться из памяти на экзамене. А чтобы этого не произошло, знания нужно систематизировать. Изучая материал по тому или иному экзаменационному вопросу, постарайтесь запомнить самое главное. Эта информация в дальнейшем послужит своеобразным маячком. Если вспомнили ключевой факт, формулу, дату, то непременно придет на ум еще что-нибудь из того, что читали по данной теме. Такой подход дает гораздо больший эффект, чем простое заучивание.
Рекомендуется при изучении материала использовать такие приёмы:
а) про себя или вслух рассказывать материал;
б) задавать самому себе различные вопросы и отвечать на них;
в) делать дополнительные записи, схемы, помогающие обобщить материал;
г) рассказывать повторённый материал своему одногруппнику, отвечать на вопросы;
д) повторяя и обобщая, записывать в блокнот всё непонятное, возникающие вопросы и обязательно выяснить их на консультациях;
е) повторение, в основном, надо закончить за день до экзамена, чтобы повторённый и закреплённый материал «отложился» в сознании и памяти.
Накануне экзамена ничего не делайте (никакой умственной работы и много времени на свежем воздухе). Можно заняться рукоделием и спортом. Можно посмотреть комедию. Постарайтесь в этот день ни с кем не ссориться и не драться.
Вечером посвятите один час просмотру конспектов, ничего не повторяйте, только просмотрите.
В день экзаменов нужно выспаться. Постарайтесь прийти за 15-20 минут до начала экзамена.
Возьмите на всякий случай с собой конспекты– вдруг вы что-нибудь забудете, тогда можно посмотреть информацию перед дверью аудитории.
Шпаргалки добавляют нервности, подумайте, стоит ли волноваться еще больше?!
Хорошо позавтракайте перед экзаменом, включите в завтрак сладкое.
Старайтесь сдать экзамен в числе первых – так вы меньше устанете.
Во время экзамена
- Не пугайтесь, если окажется, что кто-то из вас не очень хорошо знает билет. Максимально используйте всю хранящуюся в твоей памяти информацию по вопросам билета. Сосредоточьте своё внимание не на том, что вы не знаете, а на том, что вы можете сказать, при недостаточно полном ответе рассказывайте информацию из смежных тем.
- Собираясь отвечать на билет, настройте себя, повторив несколько раз подходящую формулу самовнушения, например: «Я могу говорить спокойно, уверенно и внятно», «Я правильно отвечу на все вопросы». Следите за своим дыханием: размеренное и глубокое дыхание поможет успокоиться.
- Поза при ответе должна быть свободной и естественной. Постарайтесь не проявлять своё волнение: тот, кто меньше волнуется, больше знает. Не теребите ручку, волосы или иные объекты, попадающие под руку. Не прячьте взгляд, установите зрительный контакт с преподавателем. Взгляд должен быть внимательным и подвижным. Ведите себя уверенно, но не развязно.
- Учтите, что к чёткому бодрому изложению даже нескольких тезисов преподаватель отнесётся более благосклонно, чем пространному монологу, изложенному робким сбивчивым шёпотом. Воспринимайте свой ответ, как мысли вслух.
- Если вы полностью подготовились к ответу, но в решающий момент от волнения словно язык прилип к нёбу и не получается связать двух слов, остановитесь на несколько секунд! Переведите дыхание, сосредоточьтесь и начните говорить более медленно: быстрая, но бессвязная речь не даст хорошего результата.
Какое-то время после сдачи одного экзамена посвятите отдыху, не начинайте сразу готовиться к следующему экзамену. Отдых – на ваш вкус, но лучше больше движений, свежего воздуха и положительных эмоций.